Письмо XXVII
Думаю, что мне лучше ещё раз сказать вам то, что я хотел бы, чтобы вы помнили всегда. Почему сомнения и низкие подозрения как бы осаждают каждого стремящегося к ученичеству? В масонских ложах былых времён неофит подвергался целому ряду ужасающих испытаний на верность, мужество и присутствие духа. С помощью психологических воздействий, усиленных механическими средствами и химическими препаратами, его заставляли поверить, что он падает в пропасть, что на него обрушиваются скалы; что он идёт по мосткам из паутины, висящим между небом и землёй; проходит сквозь огонь; тонет в воде, и что на него бросаются дикие звери. Это было отголоском Египетских мистерий, оттуда же заимствована и программа. Западу, утратившему тайны Востока, приходилось, повторяю, прибегать к искусственным мерам. Но в наши дни вследствие вульгаризации знания подобные пустячные испытания устарели. Претендент осаждается теперь исключительно с психологической стороны своей природы. Курс его испытания — как в Европе, так в Индии — отвечает системе Раджа-Йоги*, и его назначение — как уже не раз объяснялось — заключается в том, чтобы развить в самом претенденте, в его характере каждый зачаток добра и зла.
Правило это неумолимо, и никто не минует его, — напишет ли он просто письмо нам, или же в тайнике своего сердца выявит сильное желание оккультного общения и знания. Подобно тому, как ливень не может сделать скалу плодородной, так и оккультное учение не оказывает никакого воздействия на невосприимчивый ум; и как вода вызывает разогрев негашёной извести, так учение приводит в ярое действие все неподозреваемые, скрытые наклонности ученика.
Немногие европейцы выдержали это испытание. Подозрение, следующее за самосплетённым убеждением в обмане, по-видимому, сделалось порядком дня. Повторяю, за очень немногими исключениями — мы потерпели в Европе неудачу. Доброе судно тонет, друг мой, ибо его драгоценный груз был предложен широким массам: часть его содержимого осквернена прикосновением нечестивцев, а его золото — принято за медь. Впредь, повторяю, никто из подобных нечестивцев не увидит его сокровищ, а его верхние палубы и снасти должны быть очищены от грязи и мусора, скопившихся на них вследствие неблагоразумия собственного экипажа.
Попытайтесь исправить содеянное зло. Каждый шаг, сделанный кем-либо в нашем направлении, неизменно заставляет и нас сделать шаг ему навстречу. Но поездка в Ладак — это не способ найти нас.
- Оглавление
- От редакции
- Предисловие. Искандер Ханум
- От издательства. [1925]
- Письмо I
- Письмо II
- Письмо III
- Письмо IV
- Письмо V
- Письмо VI
- Письмо VII
- Письмо VIII
- Письмо IX
- Письмо X
- Письмо XI
- Письмо XII
- Письмо XIII
- Письмо XIV
- Письмо XV
- Письмо XVI
- Письмо XVII
- Письмо XVIII
- Письмо XIX
- Письмо XX
- Письмо XXI
- Письмо XXII
- Письмо XXIII
- Письмо XXIV
- Письмо XXV
- Письмо XXVI
- Письмо XXVII
- Послесловие к четвёртому изданию
- Примечания
Примечания к письму XXVII
Письмо XXVII
Раджа-Йога (санскр.) — «Царственная Йога», древнеиндийская система развития психических и духовных сил, а также упрочения связи со своим Высшим Я; в её основе лежит упражнение, упорядочение и сосредоточение мысли. Основателем классической Йоги был Патанджали.