Письмо X
Люди, вступающие в Общество с одним эгоистическим намерением достичь могущества, ставя оккультную науку своей единственной или хотя бы главной целью, могут с таким же успехом и не вступать — ибо они обречены на разочарование, так же как и те, кто совершает ошибку, позволив им считать, что Общество ничего другого собой и не представляет.
Именно потому, что эти люди слишком много проповедуют о «Братьях» и слишком мало, если вообще хоть что-то, о Братстве, они не достигают успеха. Сколько раз нам приходилось повторять, что тот, кто вступает в Общество с единственной целью войти в контакт с нами и если и не приобрести такие силы, то, по крайней мере, убедиться в их реальности и в нашем объективном существовании, — тот преследует мираж! Итак, повторяю ещё раз. Лишь тот, в чьём сердце живёт любовь к человечеству и кто способен в совершенстве постичь идею возрождающего практического всеобщего Братства, только тот имеет право на обладание нашими тайнами. Лишь такой человек никогда не злоупотребит своими силами, и можно будет не опасаться, что он обратит их на себялюбивые цели. Человек, который не ставит благо человечества выше своего личного блага, не достоин стать нашим чела* — он не достоин стать в знании выше своего соседа. Если он жаждет чудес, пусть удовлетворяется проделками спиритизма. Таково истинное положение вещей.
Было время, когда от моря и до моря, от гор и пустынь Севера* до огромных лесов и холмов Цейлона была лишь одна вера, один объединяющий клич — спасти человечество от бедствий невежества во имя Того, кто первый учил о равенстве всех людей. И что же теперь! Где величие нашего народа и единой Истины? Это, можете вы сказать, — прекрасные видения, которые были когда-то реальностью на земле, но промелькнули подобно свету летнего вечера.
Да; и вот мы среди борющихся людей, людей упрямых, невежественных, ищущих знания истины и всё же неспособных найти её, ибо каждый ищет её лишь для личной выгоды и удовольствия, не допуская и мысли о других. Неужели же вы, или скорее они, никогда не поймут истинного значения и объяснения этого великого крушения и опустошения, которое постигло нашу страну и угрожает всем странам — вашей прежде всего? Себялюбие и исключительность убили нашу — и то же себялюбие и исключительность убьют и вашу, имеющую к тому же ещё и другие недостатки, которые я не хотел бы называть. Мир тучами закрыл свет истинного знания, и себялюбие не допускает его воскрешения, не признавая и отказываясь от всеобщего братства всех тех, кто рождён согласно одному и тому же неизменному закону природы.
- Оглавление
- От редакции
- Предисловие. Искандер Ханум
- От издательства. [1925]
- Письмо I
- Письмо II
- Письмо III
- Письмо IV
- Письмо V
- Письмо VI
- Письмо VII
- Письмо VIII
- Письмо IX
- Письмо X
- Письмо XI
- Письмо XII
- Письмо XIII
- Письмо XIV
- Письмо XV
- Письмо XVI
- Письмо XVII
- Письмо XVIII
- Письмо XIX
- Письмо XX
- Письмо XXI
- Письмо XXII
- Письмо XXIII
- Письмо XXIV
- Письмо XXV
- Письмо XXVI
- Письмо XXVII
- Послесловие к четвёртому изданию
- Примечания
Примечания к письму X
Письмо X
Чела (др.-инд.) — ученик Гуру или Мудреца, последователь адепта какой-либо философской школы.
Север — имеется в виду север Индии.