Письмо XXI
Испытание есть нечто, чему каждый чела, который не желает, чтобы это название осталось просто украшением, должен nolens volens* подвергнуться на более или менее продолжительный период. И именно потому, что оно несомненно опирается на то, что вами, уроженцами Запада, всегда будет рассматриваться как система надувательства или обмана, я всегда отказывался принять или даже рассматривать любого из вас двоих* как — чела.
Испытуемому чела позволено думать и поступать, как ему заблагорассудится. Его предупреждают и говорят заранее: «Вы будете соблазняемы и вводимы в заблуждение видимостью; две тропы откроются перед вами, обе ведущие к цели, которую вы стараетесь достичь: одна — лёгкая и скорее приведёт вас к исполнению указов, получаемых вами; другая — более крутая, более долгая: тропа, полная камней и терний, о которые вы не раз споткнётесь по пути, и в конце которой вы, возможно, потерпите неудачу и окажетесь не в состоянии исполнить указы, данные для определённого малого дела, — но тогда как все трудности, которые вы переносили на втором пути, зачтутся, в конечном итоге, в вашу пользу, первый, лёгкий путь, может дать вам лишь кратковременное удовлетворение от лёгкого исполнения урочной работы». Чела совершенно свободен, и часто имеет все основания, с точки зрения внешних обстоятельств, подозревать своего Гуру в обмане. Даже более того: чем сильнее, чем искреннее его негодование — выраженное ли словами или в кипении сердца, — тем больше годится, тем лучше подходит он, чтобы стать адептом. Чела свободен — и его не призовут за это к ответу — употреблять самые оскорбительные слова и выражения в отношении действий и приказов своего Гуру, если только он выйдет победителем из этого огненного испытания; если только он не поддастся никаким соблазнам, отвергнет всякое прельщение и докажет, что ничто, даже обещание посвятить его в Адепты — этого самого драгоценного из благ, которое он ставит дороже жизни, — не может принудить его отклониться от пути истины и честности или заставить его стать обманщиком.
Едва ли мы с вами придём когда-нибудь к согласию в понимании вещей и даже смысла слов. Как-то раз вы назвали нас иезуитами*; и, глядя на вещи вашими глазами, вы были, возможно, до некоторой степени и правы, расценив нас таким образом, поскольку внешне наши системы обучения не слишком отличаются. Но это только при взгляде извне. Как я уже однажды говорил — они знают, что то, чему они учат, есть ложь; мы же знаем, что то, что передаём мы, есть истина, только истина и ничего кроме истины! Они работают на усиление мощи и славы(!) своего ордена; мы — для мощи и конечной славы индивидуальностей, отдельных единиц, человечества в целом, и мы согласны — более того, вынуждены — оставлять наш Орден и его Владык полностью в тени. Они работают и напряжённо трудятся и обманывают ради земного могущества в этой жизни; мы работаем и напряжённо трудимся и позволяем нашим ученикам временно заблуждаться, чтобы этим самым предоставить им надёжное средство никогда не обманываться впоследствии и распознавать всё зло лицемерия и лжи, и не только в этой жизни, но и во многих последующих. Они — иезуиты — жертвуют внутренним принципом, духовным мозгом эго, чтобы тем сильнее напитать и развить физический мозг личного, недолговечного человека, принося всё человечество в жертву всесожжения своему Обществу — ненасытному чудовищу, питающемуся мозгом и жизненной энергией человечества и развивающему неизлечимый рак в каждой клетке здорового тела, которой оно коснулось. Мы же, критикуемые и непонятые Братья, стараемся привести людей к жертве их личности — преходящей вспышки — во благо всего человечества, следовательно и ради их собственных бессмертных эго, составляющих часть его, ибо человечество есть раздробленное единое целое, каковым оно однажды и станет. Их учат вводить в заблуждение, нас — выводить из него; они сами производят работу мусорщика — если не считать их нескольких несчастных искренних орудий — con amore*, причём в своекорыстных целях; мы оставляем это нашим лакеям — дукпа, которые всегда к нашим услугам, — давая им carte blanche* на определённый срок с единственной целью выявить всю внутреннюю природу чела, большинство уголков и закоулков которой остались бы тёмными и скрытыми навеки, если бы не представилась возможность испытать поочерёдно все эти закоулки. Обретёт или же упустит чела награду — зависит исключительно от него самого. Но вы должны запомнить, что наши восточные представления о «побуждениях», «правдивости» и «честности» значительно отличаются от ваших западных понятий. Как и вы, мы верим, что говорить правду нравственно и безнравственно лгать, но на этом всякое сходство заканчивается, и наши понятия расходятся в очень значительной степени.
В различное время, особенно в течение двух последних месяцев, вы неоднократно предлагали себя в качестве чела, а первая обязанность чела заключается в том, чтобы без гнева или злобы выслушивать всё, что бы ни сказал Гуру. Как же можем мы учить или вы учиться, если нам приходится поддерживать отношения, совершенно чуждые нам и нашим методам, — отношения двух светских людей? Если вы действительно хотите быть чела, т.е. стать восприемником наших тайн, вы должны приспособиться к нашим методам, а не мы к вашим. И до тех пор, пока вы не сделаете этого, — вам совершенно бесполезно ожидать чего-либо сверх того, что мы можем дать при обычных обстоятельствах.
Недостаточно знать исчерпывающе, на что способен или не способен чела в течение и в условиях периода испытания. Мы должны знать, на что он может стать способен при различных и всевозможных обстоятельствах.
- Оглавление
- От редакции
- Предисловие. Искандер Ханум
- От издательства. [1925]
- Письмо I
- Письмо II
- Письмо III
- Письмо IV
- Письмо V
- Письмо VI
- Письмо VII
- Письмо VIII
- Письмо IX
- Письмо X
- Письмо XI
- Письмо XII
- Письмо XIII
- Письмо XIV
- Письмо XV
- Письмо XVI
- Письмо XVII
- Письмо XVIII
- Письмо XIX
- Письмо XX
- Письмо XXI
- Письмо XXII
- Письмо XXIII
- Письмо XXIV
- Письмо XXV
- Письмо XXVI
- Письмо XXVII
- Послесловие к четвёртому изданию
- Примечания
Примечания к письму XXI
Письмо XXI
...из вас двоих — имеются в виду адресаты этих писем.
Иезуиты — члены католического ордена «Общество Иисуса», основанного в Париже 1534 г. Игнатием Лойолой; основной моральный принцип иезуитов — «цель оправдывает средства». В переносном смысле — лицемеры, коварные и двуличные люди.
con amore (ит.) — с любовью.
carte blanche (фр.) — полная свобода действий.